Ровно 27 лет назад – 22 мая 1991 года был принят первый в советско-российской истории закон «О защите прав потребителей», в котором были впервые сформулированы права потребителей на государственную защиту своих интересов, надлежащее качество и безопасность продукции, судебную защиту этих прав, а также право на объединение в общественные организации потребителей.
Ныне действующий закон «О защите прав потребителей» (принятый в феврале 1992 года) был основан на тексте одноименного закона СССР, фактически защита прав потребителей за неполный год стала предметом и одного из последних законов советской эпохи и одного из первых законодательных актов Российской Федерации.
За прошедшие годы закон «О защите прав потребителей» претерпел существенные изменения, однако не утратил своей главной особенности – служить интересам всех российских граждан.
В России сложилась своя уникальная национальная система защиты прав потребителей.
Федеральный уровень в этой системе представляет Роспотребнадзор, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
На региональном уровне органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют важные полномочия по осуществлению мероприятий и принятию мер, направленных на обеспечение прав потребителей.
Активная реализация поставленных задач в Ленинградской области началась в феврале-марте 2005 года.
Центральным звеном, определяющим содержание всех мероприятий Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области по организации работы в сфере защиты прав потребителей, являлась цель, определяемая как стратегическая в национальной политике – создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных прав и интересов на всей территории Ленинградской области.
Для реализации данной цели следовало исходить из понимания того, что надлежащая защита прав и интересов потребителей возможна только при реализации стратегии и тактики системного и комплексного подхода на основе скоординированного взаимодействия всех структурных частей сложившейся системы защиты прав потребителей.
Именно на это были направлены основные усилия, был намечен комплекс мероприятий для восстановления и развития этой системы в Ленинградской области, определен ряд других задач приоритетного характера.
Разработанная Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области 3-х уровневая схема организации взаимодействия Управления с ОМСУ и общественными объединениями потребителейбыла одобрена как на региональном, так и на федеральном уровне.
В соответствии с постановлением Губернатора Ленинградской области от 24.05.2006 № 81-пг был создан межведомственный Координационный совет при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей, который осуществлял общую координацию деятельности по защите прав потребителей на территории Ленинградской области под председательством 1-го вице-губернатора Ленинградской области.
Решением межведомственного Координационного совета при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей от 12.10.2006 признана целесообразной разработка и утверждение региональной целевой программы по защите прав потребителей.
Специалистами Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области и комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области была разработана и успешно реализованы первая и вторая Региональные целевые программы по защите прав потребителей в период с 2009 по 2013 гг.
В 2013 году постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 № 399 была утверждена Государственная программа Ленинградской области «Устойчивое общественное развитие Ленинградской области», включающая Подпрограмму «Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области». В настоящее время срок реализации программыпродлен до 2024 года.
В рамках реализация Подпрограммы продолжена работа ранее созданных информационно-консультационных центров (ИКЦ) для потребителей во всех муниципальных районах и городском округе Ленинградской области (всего 18).
Основными мероприятиями Подпрограммы являются:
– обеспечение деятельности информационно-консультационных центров в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области;
– разработка и издание информационно-справочных материалов для населения по вопросам защиты прав потребителей;
– организация и проведение семинаров по законодательству о защите прав потребителей для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, жителей региона.
В настоящее время Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 10.04.2018 № 209-рг в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания 18.04.2017 президиума Государственного совета Российской Федерации межведомственный Координационный совет при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей преобразован в межведомственный Координационный совет при Губернаторе Ленинградской области.
Дальнейшее развитие устоявшейся трехуровневой системы защиты прав потребителей в ближайшие годы будет происходить в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденным 23.03.2018 Правительством Российской Федерации. Сам документ стратегического планирования, к разработке которого Роспотребнадзором были привлечены многие министерства и ведомства, а также общественные организации и представители науки, был принят в конце августа 2017 года.
Источник: http://47.rospotrebnadzor.ru
Материал подготовлен в рамках реализации социально значимого проекта “Организация общественной защиты и повышение уровня правовой грамотности потребителей Ленинградской области” с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов по договору о предоставлении гранта № 17-2-010659, в целях формирования правовой грамотности граждан и их правового просвещения.