В рамках реализации социально значимого проекта “Организация общественной защиты и повышение уровня правовой грамотности потребителей Ленинградской области” с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов по договору о предоставлении гранта № 17-2-010659, в целях формирования правовой грамотности граждан и их правового просвещения, в связи с поступающими обращениями граждан по вопросам включения в платежный документ (счет-квитанцию) на оплату жилищно-коммунальных услуг строки с указанием стоимости услуг по добровольному страхованию жилья обращаем внимание на следующее:
В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Закон о защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в платежном документе (счете-квитанции) на оплату жилищно-коммунальных услуг информация по добровольному страхованию жилья не соответствует указанным требованиям в части предоставления информации о страховой компании.
Внесение в счет-квитанцию на оплату жилищно – коммунальных услуг строки со стоимостью добровольного страхования жилья с конкретной страховой компанией, если договор с ней Вами не заключен, нарушает принцип свободы договора, связанный с самостоятельным выбором потребителя страховой компанией, что является навязыванием услуги и свидетельствует о нарушении прав потребителей, а именно о части 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Закон о защите прав потребителей».
Следует отметить, что проведение контролирующим органом внеплановой проверки, основанием которой является обращение в Управление Роспотребнадзора о нарушении прав потребителя в силу пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», возможно только при условий, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
Таким образом, проведение проверки возможно в случае обращения с соблюдением требований статьи 7 Федерального Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в российской Федерации», а также при условии предоставления в Роспотребнадзор документов, подтверждающих, что обращение к управляющей организации (ТСЖ, ЖСК и т.п.) не было рассмотрено, либо требования не были удовлетворены, с приложением платежного документа (счета-квитанции) на оплату жилищно-коммунальных услуг за последний период.